Monthly Archives: January 2021

Метеоролог объяснил резкие перепады температур в России

К резким перепадам температуры приводит воздействие человека на окружающую среду. Об этом рассказал руководитель метеорологического отдела метеообсерватории МГУ Павел Константинов. “Современный процесс изменения климата связан с деятельностью человека: нагнетанием углеводородов и последующим усилением парникового эффекта. Расхожая фраза о том, что климат становится более “нервным”, означает именно это”, — отмечает специалист.
По словам Константинова, зима 2021 года заметно отличается от прошлых зим.

В России начали выводить холодоустойчивые сорта чая

В России выведут сорта чая, которые будут устойчивы к холодам. Над этой задачей работают специалисты Федерального исследовательского центра Субтропического научного центра РАН.
Новые чаи будут созданы на основе коллекции сортов, имеющихся в Краснодарском крае. Учёным удалось найти 40 генов, 15 из них наиболее ярко проявляются у холодоустойчивых растений чая по сравнению с неустойчивыми.
Для того чтобы подтвердить выделенные гены, учёным предстоит провести ещё несколько экспериментов. Когда работы будут завершены, специалисты смогут выявлять холодоустойчивые растения и скрещивать их между собой. Это позволит вывести ещё более стойкие сорта чая.

Вна Украине хотят запретить Wildberries за подозрительно низкие цены на антиукраинскую литературу

Крупнейший онлайн-ритейлер Wildberries готовится пополнить собой санкционный список Украины, рассказал начальник управления разрешительной процедуры и контроля за распространением издательской продукции Госкомтелерадио Сергей Олейник. Для этого уже достаточно того, что на wildberries.ua продаются книги, хотя компания не получила свидетельство о внесении в Госреестр субъектов издательского дела. “Мониторингом всех его ресурсов выявлен целый букет нарушений украинского законодательства”, рассказал Олейник и добавил, что с украинских продаж компания платит налоги в России.

Кроме того, интернет-магазины «Wildberries» имеют в продаже значительное количество книг ярко выраженного антиукраинского содержания, в том числе авторов, включенных в Перечень лиц, которые создают угрозу национальной безопасности, и внесены в Перечень книжных изданий, содержание которых направлено на ликвидацию независимости Украины, пропаганду насилия, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, совершение террористических актов, посягательство на права и свободы.

Олейник также обратил внимание на своеобразную ценовую политику субъекта торговли. «Неизвестно, как это достигается, но предлагаемая «Wildberries.ua» издательская продукция во многих случаях отмечается неестественно низким ценам, к тому же доставляется бесплатно. Как Вам «Завтрак у Тиффани» за 39 гривень или «Остров сокровищ» за 32 гривни? Словом, честной конкуренцией здесь и не пахнет», – убежден Олейник.

Госкомтелерадио уже предложило Министерству культуры и информационной политики заблокировать сайт и приложения Wildberries

Госкомтелерадио занимается, помимо прочего, выдачей разрешений на ввоз книг из России. Из интервью можно понять, что ведомство в последнее время критикуют за слишком неохотную выдачу лицензий. За 4 года с момента принятия соответствующих законов были выданы разрешения на ввоз 31 тысячи наименований и отказано в разрешении на 1,5 млн наименований. Впрочем, в стране обсуждается вопрос полного запрета на ввоз книг из России.

- Я сказал бы так, что среди изданий, на ввоз которых были предоставлены отказы, – заметьте, на основании негативных выводов экспертного совета, – доминируют книги не антиукраинского содержания, а такие, которые содержат пропаганду в пользу государства-агрессора, что не является тождественным, однако также не соответствует критериям оценивания.

Хочу заметить, что импортеры, как люди рациональные, довольно тщательно относятся к отбору ассортимента продукции, которая планируется к ввозу. Лишние хлопоты им не нужны, поэтому «зашкваренных», как сейчас модно выражаться, изданий к ввозу не предлагают.

Книги, на заявления о ввозе которых предоставлен отказ, как правило, вполне нейтральны. Пропаганда скрывается в деталях, которые способны выявить лишь опытные специалисты.

Вот немного примеров изданий, которые “спалились” на пропаганде. Издание авторства Джона Хейвуда ” Люди Севера. История викингов 793-1241» «пострадало» из-за того, что на нескольких страницах, посвященных истории Киевской Руси, автор трактует ее с позиции политически заангажированной современной российской историографии. В частности, Киевскую Русь называет Россией, а киевских князей – русскими.

Автора книги «Чему я могу научиться у Анны Ахматовой» называют Октябрьскую революцию одним из величайших событий в истории России», иллюстрируя ее портретами Ленина и красными флагами.

В предисловии к книге Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» упоминаются представители российского кино, которые за публичную поддержку военной интервенции в Украину внесены в Перечень лиц, которые создают угрозу национальной безопасности.

В оформлении книги Николая Леонова и Алексея Макеева «Опасная масть» использована символика государства-агрессора.

Совершенно аполитичное, казалось бы, издание о самогоне «пролетело» из-за того, что изобилует иллюстрациями советской символики, и почти каждую его страницу «украшает» колорадская лента.

А вот совсем свежая информация. Экспертным советом на этой неделе признаны не подлежащими ввозу в Украину 18 изданий за то, что, разместив на своих страничках соответствующие ссылки, они тем самым поощряют читателей к пользованию социальной сетью ВКонтакте и порталом Yandex.ru, а также популяризируют российские издательства «Эксмо» и «АСТ».
Книга под названием “А почему небо голубое? предлагает детям познавать мир через призму реалий, мифов и символов государства-агрессора.

- Я помню, какой резонанс вызвали отказы Госкомтелерадио выдать разрешения на ввоз в Украину двух книг Бориса Акунина, книги Энтони Бивора «Сталинград», каких-то русских сказок.

- Да, это был сборник «Илья Муромец и Соловей-разбойник: сказки о русских богатырях». Некоторых возмутило, что комитет не признал российского происхождения украинских фольклорных героев включительно с Ильей Муромцем, которого имперская пропаганда лишь во второй половине 19 века прописала в русском граде Муроме».

Абсолютно каждая русская книга в большей или меньшей степени является носителем идеологии «русского мира». Потому что хорошая книга, на которой указано, что она издана в России, невольно вызывает положительные ассоциации с государством-агрессором. Согласитесь, во время войны это недопустимо.

| Подписаться на комментарии | Комментировать

Верблюжонок и сто миллионов просмотров

— Я не шучу, но я не хочу быть твоим другом, — сказал Ёжик. — Я думал, ты добрый. А теперь я знаю, что ты такой же обманщик, как и другие лисы. Думаешь, я не знаю, что вчера ты отнял три воза медовых пряников у Юкке-Юу и Туффе-Ту?
— Это неправда… — начал было Людвиг Четырнадцатый. — Всего один кулёк.
— Нет, это правда, — сказал Ёжик. — Моя мама слышала это от мамы Агне Попрыгуньи, которая слышала это от мамы Юкке-Юу и Туффе-Ту.
… — Наша мама слышала от мамы Ёжика, — поправил его Оке, — которая слышала от мамы Агне Попрыгуньи, которая слышала от мамы Юкке-Юу и Туффе-Ту, что ты выманил четыре горы медовых пряников у зайчат.

— Один кулёк… — начал было Людвиг Четырнадцатый. — И совсем не я…
— Мы играть тебя с нами не будем, — перебил его Бенгт.

Видео о стройке на мысе Идокопас под Геленджиком набрало, по словам сотрудников штаба Навального, 100 миллионов просмотров.
Пожалуй, это хороший повод, с учётом популярности ютубосмотрения, разобраться, что YouTube считает просмотром и откуда эти просмотры берутся.

Для начала дисклеймер: тема с Навальным крайне политизирована, поэтому абстрагироваться от политических, социальных и экономических вопросов при обсуждении даже каких-то частных вопросов имеющих к его деятельности косвенное отношение — сложно. Поэтому упоминания Навального и других персонажей в данном тексте заменены на нечто нейтрально-позитивное.

Итак, поехали:

Десять дней назад верблюжонок выпустил двухчасовое видео о дворце зайчика. Со слов многочисленных друзей верблюжонка, это видео оказалось очень успешным, оно набрало уже сто миллионов просмотров.

Кроме видео была сделана и интерактивная публикация о дворце, вышла куча статей в СМИ, но видео во всём это спектре контента стоит особняком.

Видео о дворце зайчика оказалось самым популярным неразвлекательным российским видео на YouTube. Слово «неразвлекательное» приходится добавлять из-за того, что у многих серий детского мультсериала «Маша и медведь» просмотров больше.

Вопрос о том, является ли видео верблюжонка развлекательным или нет, на мой взгляд, дискуссионный, но оценка его как неразвлекательного — существует. Скучная информационная передача на 113 минут.

Вместе с такой сущностью как просмотры, благодаря скринам соратника верблюжонка, интересующиеся граждане увидели ещё и параметры времени просмотра видео, которое составило, в часах, 30.8 млн на 100 млн просмотров.

Что даёт нам в среднем 0.3 часа на просмотр, то есть средний просмотревший видео про дворец зайчика увидел из него 18 минут.

Интересно, что на первых 50 млн просмотров видео про зайчика средний показатель длины просмотра был 20,9 минут на просмотревшего.

Вторые 50 миллионов смотрели, конечно же, менее внимательно, раз упали средние показатели. Даже можно посчитать (вычитая старые показатели из новых), что у вторых 50 миллионов зрителей средний показатель длины смотрения был 16 минут.

Читатели заподозрили меня в том, что я считаю, что просмотры видео сделанного верблюжонком накручены ботами. На самом деле у меня даже не было такой мысли — у меня возникают вопросы в другой плоскости.

На мой взгляд, очевидно, что если есть когорта зрителей просмотревших в среднем 21 минуту фильма, а потом возникла когорта зрителей того же размера, которая просмотрела 16 минут фильма, то это какие-то разные просмотры.

Самый очевидный в данной ситуации вопрос: что именно считается просмотром по версии YouTube и откуда они берутся?

Сразу замечу, что официального объяснения, когда засчитываются просмотры на YouTube — не существует. Есть предположения видеоблогеров о том, как это работает.

Наиболее расхожее предположение описано в статье Мэттиас Фанка:

  • Пользователь должен сам запустить видео. Никакого автостарта встроенных роликов.
  • Он должен просмотреть более 30 секунд. Необязательно непрерывно.

Есть система штрафов: например, многократные просмотры с одного и того же IP-адреса не приводят к зачёту просмотров. Причём коварный YouTube может снижать их задним числом: это происходит, например, с роликами музыкантов, которые многие слушатели прослушивают “на повторе” несколько раз.

Однако и Мэттиас Фанк вообще не говорит ничего о том, как засчитывается автовоспроизведение, когда твой ролик попадает в список видео, которые попадают в плейлист пользователя составленный Google.

Сделаю смелое предположение, что если человек такое видео смотрит дольше некоего периода (возможно, те же 30 секунд), YouTube считает, что просмотр засчитан. Не очень понятно, как считается ситуация, когда один и тот же юзер смотрит одно и то же видео в несколько заходов.

Данные же о длительности просмотра видео хорошо коррелируют с исследованием WISTIA, в котором прямо сказано, что чем длиннее видео – тем ниже доля его просмотра. У видео продолжительностью более 90 минут зрителем отсматривается около 20% материала, что близко к показателям просмотров видео подготовленного верблюжонком и превосходит их. 21 минута от 113 это 18,5%, а 16 минут – 14%.

Однако ситуацию с верблюжонком особенной делает то, сколько и как это видео предлагалалось зрителям YouTube. Тут надо сделать историческое пояснение: большинство людей всё ещё уверено, что YouTube это видеохостинг.

На самом деле нет: хостинг на YouTube тоже есть, конечно, без него в целом ничего бы не работало. Но на самом деле YouTube это не видеохостинг, а огромная развесистая рекомендательная система. Успех или неуспех видео на YouTube зависит исключительно от самого YouTube и от того, что эта рекомендательная система советует пользователям.

Экстремальный случай понятен: YouTube, например, может просто отказать вам в публикации и никаких просмотров вы не получите. Ни плохих, ни хороших. Если же ваше видео попало на платформу, оно начинает долгий путь, похожий на пути команд в футбольных лигах.

Сначала видео должно стать чемпионом двора по футболу.
Потом чемпионом города.
Потом района.
Потом области.
Потом низших футбольных лиг.
Высших футбольных лиг.
Попасть в еврокубки.
Всех победить.
Выиграть суперкубок.
Выиграть клубный кубок мира.

На каждом из этих этапов в Youtube ты, очевидно, должен быть лучше конкурентов. Интереснее, трафикогенерирующее и так далее. Иначе непонятно, зачем тебя тащить дальше. Именно по этой схеме в 2012-м году тащило вверх Gangnam Style.

Cледующего победителя Youtube тащило вверх два года, прежде чем он обошёл Gangnam Style (право найти кто же это – предоставляется пытливому читателю самостоятельно), а третий (опять же, вдумчивый читатель найдёт кто это) – уложился за полгода.

Скорее всего это говорит о том, что алгоритмы Ютуба стали быстрее выдавать бонус потенциальным фаворитам. Зачтённый просмотр 2012-го года это совсем не то, что просмотры в 2021-м: новые медиа получают всё больший и больший кусок пирога не только в виде аудитории, но и в виде производителей контента.

Если пару лет назад можно было крутить условного нового Дудя неделю и всем было норм, после каждого ролика я по неделе отбивался от вопросов “а ты смотрел? Смотрел? Круто же?” (что круто – определить затрудняются), то сейчас сразу после выхода ролика у Дудя в дверь начинают ломиться Пивоваров, Шихман, Верблюжонок, Непознеры. И вопросы о том “смотрел ли?” как-то начали исчезать. И это хорошо: слишком уж сильно эти обсуждения увиденного контента начали напоминать бесконечные перемалывания моими родственниками перипетий “Рабыни Изауры”.

Зайчиковая тусовка регулярно попадает в тренды пока только в лице Соловьёва и Дмитрия Пучкова, но и там, верю, найдутся ещё популярные персонажи и телевизор придёт и в Ютуб.

Выданное командой верблюжонка в Би-би-си распределение трафика по видео о дворце отвечает на вопрос “откуда трафик”:

По этому распределению видно, что самостоятельных зрителей, которые хотели и посмотрели ролик о дворце через поиск и внешние ссылки — только лишь 30% от всех просмотревших: это сложение столбцов “Внешние источники” и “Поиск на YouTube”.

Остальным это видео показали при заходе в тренды, морду YouTube или после просмотра какого-то другого ролика.

В такой ситуации дефицита человеческого внимания алгоритмы YouTube просто не знают кому бы ещё предложить всё новый и новый появляющийся контент: видео верблюжонка, например, предлагают четырехлетним детям, которые кроме мультиков и майнкрафта ничего не смотрят (на своём аккаунте, отдельно от взрослых). Видео верблюжонка попадает в тренды иностранных государств, где уровень интереса к нашим новостям, похоже, не очень высок.

В результате у Youtube возникают очевидные проблемы широкого охвата: падает вовлечённость и интерес к предлагаемому видео. Меняется и сама аудитория: ТВ, возможно, не победит Youtube. Но очевидно, что нейросетке YouTube выгоднее всего такой зритель, которому можно будет подсовывать всё новые и новые видео без конца и который не будет выходить из орбиты видеохостинга.

Поэтому на гордую фразу “Я не смотрю телевизор” владельцы YouTube будут отвечать бодрым “Всем Who Cares!”. Готовьтесь.

Юрий Синодов, sinodov@roem.ru

44 комментария | Подписаться на комментарии | Комментировать

Почта России доставила 12% посылок из интернет-магазинов

По итогам 2020 года Почта России ожидает роста на 12% выручки от услуг для российских компаний интернет-торговли. Почта доставила на 12% больше посылок, чем в прошлом году, и доля от всех заказов из интернет-магазинов составляет 12%. Выручка направления e-commerce должна превысить 42 млрд рублей.

65% посылок, доставленных в 2020, приходится на собственные логистические службы магазинов, 23% — на логистические компании, посчитали в Data Insight.

За 2020 год было доставлено 883 млн отправлений — на 35% больше, чем в 2019 году. Самый популярный канал доставки — пункты выдачи заказов и постаматы. В первой половине 2020 года через ПВЗ и постаматы было получено 68% всех посылок.

Рост в 12% (на фоне роста всего рынка в 35%) в Почте объясняют упрощением процедуры подключения к своим услугам по доставке товаров. Договор оферты можно заключить на сайте “за 30 минут”. С апреля “у магазинов-партнёров Почты России появилась возможность отправлять заказы по всей России”.

Мы закончили 2020 год с важным для нас результатом — практически все крупные российские e-сomm компании стали нашими партнерами. При этом мы видим, что наш клиент стал гораздо требовательнее к качеству, гибкости и времени доставки. Поэтому мы продолжаем улучшать цифровые сервисы, развивать логистическую сеть и запускать новые форматы доставки. Мы сократили сроки доставки более чем по 136 тыс. направлений, и сейчас по крупным городам Почта доставляет товары на следующий день после отправки. В ближайшие два года мы хотим сократить сроки доставки для 80% заказов — до 1–2 дней», – отметил Алексей Скатин, заместитель генерального директора по электронной коммерции АО «Почта России

3 комментария | Подписаться на комментарии | Комментировать

В Китае разработали терапию от старости

Учёные уже давно пытаются найти способ, помогающий обернуть процесс старения вспять. Китайские исследователи утверждают, что им это удалось сделать.
По словам специалистов Поднебесной, они обнаружили ген, который отвечает за старение организма. Учёные провели эксперимент по омоложению клеток на грызунах.
В процессе опыта они воздействовали на генетическую последовательность kat7. В результате некоторые процессы они смогли остановить, а некоторые обратить вспять.

Личинки данио-рерио определяют степень солености воды обонятельными нейронами

Чтобы поддерживать постоянный состав жидкостей тела, рыбы должны оценивать соленость воды, в которой обитают. Однако у костистых рыб нет рецепторов, обеспечивающих большинству позвоночных восприятие соленого вкуса. В новом исследовании удалось показать, что личинки данио-рерио реагируют на изменение солености небольшой группой обонятельных нейронов. В каком-то смысле «соленый» для мальков данио-рерио не вкус, а запах.

88% госприложений сливают данные третьим лицам

Эксперты из АНО “Информационная культура”, включая Ивана Бегтина, подготовили аналитическую записку “Приватность государственных мобильных приложений в России”. Они проанализировали 44 мобильных приложения, созданных для государственных и муниципальных органов, госучреждений и госкорпораций. В 88% из них встроен хотя бы один трекер, который отправляет данные пользователя сторонней компании. В 43% — три и больше.

Всего нашлось 20 разных трекеров. В результате их наличия происходит трансграничная передача персональных данных, никак не контролируемая регуляторами. Особенную актуальность проблема приобретает в контексте обязательной предустановки приложений.

  • трекеры компаний Facebook и Google используются в большинстве приложений, чаще всего это Google Firebase Crashlytics для отслеживания сбоев в работе приложения;
  • около половины используемых в государственных мобильных приложениях трекеров относится к аналитическому типу, данные о геолокации собирает около 15% трекеров, в рекламных и маркетинговых целях также около 15%;
  • большая часть трекеров, используемых в государственных мобильных приложениях, принадлежит компаниям юрисдикции США (86%);
  • все приложения запрашивают как минимум 5 разрешений на доступ к данным и функциям устройства. При этом каждое приложение из выборки использует хотя бы одно потенциально опасное разрешение;
  • из списка потенциально опасных разрешений приложения чаще всего запрашивают доступ на чтение и запись во внешнее хранилище данных, доступ к точному и приблизительному местоположению, камере и получению информации об устройстве.
  • Ни одного постороннего трекера не нашлось в приложениях ЕГР ЗАГС, Госуслуги.Дороги, Липецкая область, HISTARS, Работа в России.

Решением проблемы авторы отчёта считают законодательное регулирование разработки государственных мобильных приложений. Использование трекеров должно быть ограничено методическими рекомендациями, лишних доступов приложения запрашивать не должны.

10 комментариев | Подписаться на комментарии | Комментировать

Сингапурские инженеры встроили в роборуку венерину мухоловку

В процессе создания нового изобретения инженеры из Сингапура использовали венерину мухоловку — хищное растение, растущее на болотах.
Учёным удалось соединить растения с электронными устройствами.
Это позволило им контролировать процесс захлопывания “клапана”.

X5 запускает медиаплатформу о еде и «постпродажный платёжный сервис»

X5 Retail Group хочет “присутствовать на всех этапах клиентского пути” покупателей своих супермаркетов “Пятерочка”, “Перекрёсток”, “Карусель” и “Чижик”. Для достижения этой цели она запустит в 2021 году медиаплатформу и другие сервисы. Об этом рассказала финдиректор компании Светлана Демяшкевич в ходе онлайн-встречи “А-Клуба” Альфа-банка.

Мы хотим присутствовать на всех этапах клиентского пути. Это часть нашей стратегии. То есть не в момент, когда клиент уже приходит в магазин или онлайн-магазин, а когда клиент уже принимает решение. Ресурс, на котором вы смотрите рецепт, в принципе уже должен быть в поле нашего зрения, поле интересов. Мы уже реализуем медиаплатформу, запуск ее будет уже в этом году. Как раз будем консолидировать ресурсы, соцсети, блогеров, которые говорят о рецептах и еде. Мы считаем, что наше распространение в сфере еды, помимо традиционного ретейла, имеет смысл – мы понимаем наших клиентов, знаем наших гостей, мы понимаем, что им нужно лучше, наверное, банков или технологических компаний. В этом наше большое преимущество.

Постпродажный платёжный сервис в данный момент обсуждается с Альфа-Банком. В октябре представители ритейлера анонсировали запуск сервиса сравнения цен и подписки. Интернет-журнал о еде “Как” есть у “Кухни на районе”.

| Подписаться на комментарии | Комментировать